Проблемы гидрокомпенсаторов

Проблемы гидрокомпенсаторов

Почему стучат гидрокомпенсаторы расскажет кпп моторс: причины и что делать?

Прежде чем приступать к изучению списка причин, по которым могут доноситься стуки, 

выясним, что такое гидрокомпенсаторы и как они работают.

Гидрокомпенсатор, он же гидро толкатель — деталь, позволяющая за счет давления масла, 

автоматически регулировать зазоры между распредвалом и клапанами. Принцип работы состоит в том, 

что когда кулачок распредвала воздействует на поршень гидрокомпенсатора через плунжерную пару, за счет этого, 

часть масла выливается и шариковый клапан перекрывает подачу масла, создавая необходимое давление. 

Далее поршень опускается и за счет внутреннего давления масла в гидрокомпенсаторе, 

шариковый клапан вытягивается на нужную «глубину» к кулачку вала, 

тем самым автоматически подстраивая необходимый зазор для клапана и вала.

Почему стучат гидрокомпенсаторы?

Итак, приведем наиболее частые причины. В общем, можно сгруппировать все причины на две группы неисправностей:

Неисправности непосредственно с самим механизмом гидрокомпенсатора.

2. Неисправность в системе закачки масла и качества жидкости.

Причины будем классифицировать в зависимости от стука, который возникает на горячую работу мотора или на холодную.

Стук на холодную:

• Грязное масло. Засоренное стружкой, гарью, нагаром и другим мусором масло может привести к стуку на холодном моторе. 

Этим мусором забиваются проводящие масло каналы. Такой проблемы нет, на прогретом моторе, 

когда горячее масло вымывает весь мусор.

Грязное масло под масло заливной горловиной

• Загрязнение самого механизма. Как известно, в гидрокомпенсаторе установлен плунжерный механизм, 

отвечающий за выдвижение шарикового клапана. Так вот если посадочное место будет грязным, он может попросту заклинить.

Грязные гидрокомпенсаторы

• Износ механизмов. Соответственно, в случае повреждений на плунжере или посадочном месте, 

масло не будет удерживаться в так называемом подплунжерном пространстве.

Поврежденные гидрики

• Заклинивание плунжерной пары или клапана ГК из-за нагара, механических повреждений и тому подобное. 

Тут поможет только полная диагностика, возможно с покупкой новой детали.

• Выбрано неправильное масло. Слишком вязкое масло до момента полного прогрева мотора, 

просто не успевает добраться в гидрокомпенсаторы. Особенно остро стоит проблема в зимний период, 

когда многие просто выбирает не тот тип масла и слишком вязкое, просто не успевает добраться к ГК.

• Загрязнение масляного фильтра. Аналогично предыдущей проблеме, когда масло не поступает. 

Здесь также, в случае сильного загрязнения фильтра, в ГБЦ будет поступать не достаточный объём жидкости.

Очень грязный масляный фильтр

• Негерметичный клапан ГК, из-за чего не создается нужное давление в системе.

• Ещё одна причина, встречает не реже, касается она низкого уровня масла в ДВС. 

По опыту многих владельцев, контролируйте объём масла. 

Старайтесь придерживаться среднего или чуть выше среднего уровня, тогда проблем не будет. 

Кстати, такая проблема легко диагностируется. В таком случае, стук слышен только на «холостых», 

сразу же после запуска ДВС.

Как видим, основной блок причин составляют проблемы с масляной системой. 

Тут и плохое масло, и забитые каналы для прохода и тому подобное. 

Поэтому в первую очередь, замените масло и фильтр, тогда, возможно, стук пропадет. 

Но, имейте виду, что сразу после запуска уже с новой жидкостью, стук какое-то время будет продолжаться. 

Так как после слива масла, гидрокомпенсаторы будут пустыми и нужно время, 

чтобы закачать новую порцию и прогнать все это через фильтр для прочистки.

С механическими повреждениями ясно, что нужно отправляться в сервис и там уже определять, 

восстановление или замена. В некоторых случаях, можно, к примеру, отшлифовать заусенцы, 

чтобы подплунжерное пространство оставалось герметичным. 

Если на гидрокомпенсаторе просто образовался нагар, то достаточно его очистить. 

Но, будьте аккуратны, чтобы не оставить царапин, вмятин и тому подобное. Лучше обратитесь к специалистам.

Стук на горячую

Причины стука на горячую, могут совпадать с перечисленными выше на холодном моторе.

• Переизбыток или наоборот недостача масла в системе. Из-за этого, кстати, в системе скапливается слишком много воздуха. 

Поэтому при сжатии большего количества кислорода, может доноситься стук. Такая проблема не встречается на холодном моторе, 

ведь обогащение воздухом происходит только при нагревании масла.

• Увеличивается место посадки гидрокомпенсаторы. А с учетом перегрева мотора, металл расширяется, 

стук может усиливаться.

Гидрокомпенсаторы в двигателе на примере Лада Приора

• Не достаточное давление масла. Неисправен масляный насос или загрязнение в системе, загрязнен фильтр.

• Некачественное или неправильно выбранное масло. Поскорей поменяйте.

• Механические повреждения в корпусе ГК, плунжерной пары, клапана, к примеру, задиры, царапины и т.д.

Как видим, в обоих случаях причины в механических неисправностях, допустим, вышел из строя насос и проблемы с маслом.

Разобранный гидрик

Последствия

Если во время запуска, после прогрева мотора, стук не исчезает, то следует как можно скорей выявить причину. 

Зачастую они связаны с плохим маслом, как уже выяснили выше. По статистике, в среднем 65% проблем с гидрокомпенсаторами, 

вызваны использованием неправильной жидкости. Если игнорировать проблему, можно ускорить износ механизма ГРМ. 

Плюс из-за стуков, а это удары по большому счету, страдают кулачки на распредвале, а также сторонние механизмы, 

соединенные с ГРМ. Кроме того, не своевременное устранение проблем со стуком, приведет к увеличению расхода топлива, 

сокращению мощности, неустойчивой работе ДВС.

Износ кулачка распредвала

Заключение В итоге хотелось ещё раз уделить внимание на важности своевременного определения причин. 

Не обращайте внимание на комментарии некоторых владельцев автомобилей на форумах, где говорят, 

что если ГК перестает стучать на горячую, то всё нормально. Это заблуждение, впоследствии однозначно, 

через сутки, неделю, месяц, но все равно возникнут проблемы уже с работой и на горячую. 

В совсем плохой ситуации, грозит выход из строя механизма ГРМ, износ кулачков распредвала из-за постоянных ударов, 

потеря мощности, увеличение расхода. Вам это нужно? И основное, что наверняка почерпнули из статьи, 

нужно правильно выбирать масло. Потому как от выбора жидкости напрямую зависит работоспособность этого узла.