Стук клапанов — причины
23.07.2019 | KPP-Motors
Стук клапанов — причины
Ровная и бесперебойная работа двигателя — верный признак его "здоровья" и правильного обслуживания.
Любые посторонние звуки (стук, скрип, глухие удары, и т. д.) чаще всего указывают на проблемы с двигателем.
Одним из самых часто встречающимся звуком, с которым доводится встречаться автомобилисту, является — стук клапанов,
конкуренцию ему может составить разве что двигатель, который троит.
О последнем мы говорили в предыдущих статьях, поэтому на этот раз речь пойдет о клапанах,
точнее о том, почему они стучат и как узнать причину стука клапанов в домашних условиях.
Как правило, клапана стучат на двигателях с большим пробегом, или на силовых агрегатах,
которые находятся в запущенном состоянии или регулярно подвергаются колоссальным нагрузкам.
Однако бывают и исключения, когда стук клапанов двигателя появляется на практически новых авто,
у которых еще не закончился гарантийный период.
Почему стучат клапана?
Главной причиной появления стука является увеличение зазора между рычагами и кулачками распредвала.
В случае увеличения зазора между этими деталями, кулачок станет бить по рокеру,
в результате чего начнут появляться посторонние звуки похожие на металлический цокот.
Чем больше будет зазор, тем большим будет износ и повреждения,
которые в итоге приведут к полному выходу из строя всего силового агрегата.
Следует учитывать, что зазор выставляется производителем,
он имеет определенную величину одинаковую для всех двигателей определенной марки.
Меньший зазор также не хорошо, поскольку в таком случае клапан будет зажиматься,
а спустя некоторое время он может перестать закрываться до конца.
Езда с зажатыми или не полностью закрытыми клапанами грозит вам перегревом двигателя, а также снижением компрессии.
Также нельзя исключать вероятность полного выхода из строя одного или нескольких цилиндров.
Чтобы не допустить подобного сценария рекомендуется вовремя производить регулировку клапанов,
после каждые 10-15 тысяч км. пробега.
Кроме неправильно отрегулированных клапанов причиной стука может стать детонация двигателя.
Детонация в двигателе это, своего рода, взрыв, волна которого бьет в стенки цилиндров и другие детали поршневой группы.
От этих ударов могут стучать клапана, хотя иногда металлический цокот может быть и не связан с клапанами.
Характерными признаками детонации являются: повышенная вибрация, черный выхлоп (или другой нехарактерный для выхлопа цвет),
снижение мощности, перегрев двигателя.
Если клапана стучат "на горячую", то есть на прогретом двигателе,
причина может крыться в увеличенных оборотах при низком давлении масла,
по причине увеличившихся зазоров о которых я говорил в начале статьи,
а также из-за большого износа или повреждения деталей.
Далее мы поговорим о том, как понять по какой именно причину у вас стучат клапана.
Проверять нужно не только впускной, но и выпускной клапан двигателя.
Прежде всего необходимо обеспечить правильное давление масла,
а также проверить его состояние (вязкостные и смазывающие характеристики).
Если стучат клапана "на холодную", это может быть связано с износом толкателя.
Если толкатели грязные или имеют протечку, они могут стать причиной ограниченной подачи масла в клапана,
в итоге во время прогрева вы можете услышать характерный металлический цокот.
Если вы проверили давление масла и оно в норме, проверьте зазоры, возможно необходима регулировка клапанов.
Регулировка зазоров выполняется при помощи специальных щупов,
которые устанавливают щель между верхним краем штока и коромыслом,
если же распредвал расположен вверху – между толкателем и кулачком.
Если же все ваши попытки обнаружить причины стука клапанов не увенчались успехом,
обратитесь к специалистам, в противном случае вы рискуете «угробить» мотор.