Стук клапанов — причины

Стук клапанов — причины

Стук клапанов — причины

Ровная и бесперебойная работа двигателя — верный признак его "здоровья" и правильного обслуживания. 

Любые посторонние звуки (стук, скрип, глухие удары, и т. д.) чаще всего указывают на проблемы с двигателем.


Одним из самых часто встречающимся звуком, с которым доводится встречаться автомобилисту, является — стук клапанов, 

конкуренцию ему может составить разве что двигатель, который троит.


О последнем мы говорили в предыдущих статьях, поэтому на этот раз речь пойдет о клапанах, 

точнее о том, почему они стучат и как узнать причину стука клапанов в домашних условиях.


Как правило, клапана стучат на двигателях с большим пробегом, или на силовых агрегатах, 

которые находятся в запущенном состоянии или регулярно подвергаются колоссальным нагрузкам. 

Однако бывают и исключения, когда стук клапанов двигателя появляется на практически новых авто, 

у которых еще не закончился гарантийный период.


Почему стучат клапана?

Главной причиной появления стука является увеличение зазора между рычагами и кулачками распредвала. 

В случае увеличения зазора между этими деталями, кулачок станет бить по рокеру, 

в результате чего начнут появляться посторонние звуки похожие на металлический цокот. 

Чем больше будет зазор, тем большим будет износ и повреждения, 

которые в итоге приведут к полному выходу из строя всего силового агрегата. 

Следует учитывать, что зазор выставляется производителем, 

он имеет определенную величину одинаковую для всех двигателей определенной марки.


Меньший зазор также не хорошо, поскольку в таком случае клапан будет зажиматься, 

а спустя некоторое время он может перестать закрываться до конца. 

Езда с зажатыми или не полностью закрытыми клапанами грозит вам перегревом двигателя, а также снижением компрессии. 

Также нельзя исключать вероятность полного выхода из строя одного или нескольких цилиндров.


Чтобы не допустить подобного сценария рекомендуется вовремя производить регулировку клапанов, 

после каждые 10-15 тысяч км. пробега.

Кроме неправильно отрегулированных клапанов причиной стука может стать детонация двигателя. 

Детонация в двигателе это, своего рода, взрыв, волна которого бьет в стенки цилиндров и другие детали поршневой группы. 

От этих ударов могут стучать клапана, хотя иногда металлический цокот может быть и не связан с клапанами. 

Характерными признаками детонации являются: повышенная вибрация, черный выхлоп (или другой нехарактерный для выхлопа цвет), 

снижение мощности, перегрев двигателя.


Если клапана стучат "на горячую", то есть на прогретом двигателе, 

причина может крыться в увеличенных оборотах при низком давлении масла, 

по причине увеличившихся зазоров о которых я говорил в начале статьи, 

а также из-за большого износа или повреждения деталей. 

Далее мы поговорим о том, как понять по какой именно причину у вас стучат клапана.


Проверять нужно не только впускной, но и выпускной клапан двигателя. 

Прежде всего необходимо обеспечить правильное давление масла, 

а также проверить его состояние (вязкостные и смазывающие характеристики).


Если стучат клапана "на холодную", это может быть связано с износом толкателя. 

Если толкатели грязные или имеют протечку, они могут стать причиной ограниченной подачи масла в клапана, 

в итоге во время прогрева вы можете услышать характерный металлический цокот.


Если вы проверили давление масла и оно в норме, проверьте зазоры, возможно необходима регулировка клапанов. 

Регулировка зазоров выполняется при помощи специальных щупов, 

которые устанавливают щель между верхним краем штока и коромыслом, 

если же распредвал расположен вверху – между толкателем и кулачком.


Если же все ваши попытки обнаружить причины стука клапанов не увенчались успехом, 

обратитесь к специалистам, в противном случае вы рискуете «угробить» мотор.